Психологический тренинг: «Помоги себе сам!»
Цель: развитие навыков управления стрессом и эмоциональным состоянием, формирование стратегий для поддержания личной и профессиональной мотивации.
Задачи: повышение психологической культуры педагогов, развитие навыков понимания эмоций и эмоциональной устойчивости, профилактика стресса.
Методы: групповые обсуждения, практические упражнения.
Ход работы:
- Вступление. «Здравствуйте, коллеги, рада приветствовать вас на психологическом тренинге «Помоги себе сам!». Сегодня наша встреча посвящена развитию навыков управления стрессом и работе со своим эмоциональным состоянием. Поскольку в современном мире профессия педагога и воспитателя становится все более напряжённая, а нынешние образовательные стандарты требуют быть эффективными на работе, идти в «ногу со временем» становится сложнее и сложнее.
- Обсуждение ожиданий от тренинга, работа с метафорическими картами.
- Теоретическая часть: понятие стресса и эмоциональной устойчивости.
Сегодня слово «стресс» находится на пике популярности и исследуется большим количеством ученых: психологов, физиологов, социологов, медиков. Для борьбы со стрессом следует понимать, что: стресс – неспецифическая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий.
Педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов, предъявляя требования к его стрессоустойчивости и адаптивности. Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния – является важным навыком для педагога.
При изучении профессиональной деятельности педагога важно учитывать влияние профессионального стресса на личность специалиста в процессе выполнения им профессиональных функций. Профессиональный стресс ученые рассматривают как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. В большинстве исследований подчеркивается важность личностных ресурсов педагога, с которыми мы и будем работать.
Если же говорить о стрессовых состояниях у педагогов, то можно сказать, что работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов. Это адаптация, самоактуализация и творческое преобразование. Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих.
На педагогическую деятельность влияют, в первую очередь, физиологические факторы, которые связаны с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д. Во вторую очередь, влияние оказывают психологические и организационные трудности. Известные стрессоры, вызывающие у педагогов нервные состояния, можно разделить на несколько групп.
- Стрессоры, обусловленные условиями преподавательского труда: необходимость быстрого переключения в процессе работы, материальные затруднения.
- Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени, разочарование в выборе профессии, трудности в общении с воспитанниками, коллегами, родителями, нехватка знаний, «выгорание» на работе.
- Стрессоры в общении с коллегами: негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны коллег, психофизиологическая несовместимость, столкновения на почве различных мнений по вопросам методики и воспитания.
- Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами: конфликты с администрацией, недоверие руководителя к возможностям и способностям работника, проблемы, связанные с аттестацией работников, недостаток знаний руководителя об индивидуальных особенностях работника.
Существует также ряд факторов, провоцирующих стресс в быту. Информационный стресс пробуждает у нас негативные эмоции, такие как страх, тревогу, раздражительность. Очень распространенным сегодня среди людей всех стран и континентов является двигательный стресс. В норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Современные технологии, многочасовое просиживание в офисах, за компьютерами не дает людям такой возможности. К зрительному стрессу приводит то, что раньше человек смотрел, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас, большую часть времени, в монитор компьютера. Дефицит теплого, душевного контакта, поверхностное, формальное общение, к тому же скученность проживания приводят к возникновению эмоционального стресса и связанного с ним стресса постоянных изменений. Очень важной проблемой является рабочий стресс, который, по статистике, испытывают около трети работников.
Термин «стрессоустойчивость», как правило, зарубежные авторы, такие как Г. Селье, Г. Лазарус использовали вместо термина «эмоциональная устойчивость».
Эмоциональная устойчивость может быть определена как адекватное эмоциональное состояние и умеренная эмоциональная реакция на внешние воздействия. Тот, кто способен противостоять изменениям окружающей обстановки, не реагируя сверхэмоционально, может считаться эмоционально устойчивым. При этом необходимо отличать умение стабилизировать эмоции от способности контролировать их. Критериями эмоциональной стабильности являются спокойствие ума, отсутствие тревоги и депрессивных состояний. Важную роль играет также и регуляция эмоционального равновесия. Другими словами, эмоциональная устойчивость — это умение индивида справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
Изменения, как негативные, так и позитивные могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс. Поэтому очень важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь - Вы сами!
- Практическая часть.
Упражнение 1. Расслабление грудной клетки
Упражнение 2. Групповая медитация «Слово»
Упражнение 3, 4. Фрирайтинг, «Разобрать по косточкам»
Упражнение 5. «Ерунда? Катастрофа?»
Упражнение 6. «Квадрат дыхания»
Упражнение 7. «Мои ресурсы»
- Заключительный этап: подведение итогов тренинга, работа с метафорическими картами, рефлексия.