Консультация для педагогов «Сказкотерапия как один из методов развития эмоционально-личностной сферы дошкольников»

Цель: знакомство педагогов со сказкотерапией как одним из методов развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Увлекательное путешествие по разнообразным сказкам и составляет основу сказкотерапии. Проще говоря, сказкотерапия – это лечение сказками. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». На примере героев сказка хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться — чему именно. Постараемся ответить на вопрос, почему некоторые дети любят слушать одни и те же сказки. Очевидно, определенная история разворачивает для бессознательной сферы ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы.

Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт. Здесь необходимо отметить, что народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Итак, давайте на примере, рассмотрим, чему же учат нас некоторые русские народные сказки.

Сказка «Курочка Ряба».

Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе с нашими детьми:

1. О чем эта сказка?

-о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

-о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по

нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

-о случайностях, которые обычно случаются закономерно

(«мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

-о любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу

вам другое яичко, не золотое, а простое»);

-о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о

многом другом. Чему нас сказка учит?

-конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до

появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

-гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если

бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не

стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

-не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

Сказка «Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка — ведь в конце главный ее герой погибает. Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть.

Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Еще одна тема для обсуждения (в особенности с подростками) — это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог во время остановиться. Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего предназначения; умению во время остановится в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому подходу к решению проблем?.

Сказка «По щучьему велению»

Сказка про Емелю неоднозначна. Кто же такой Емеля, как не «халявщик»! Он настолько ленив, что сам ничего не делает. Емеля — мыслитель, а сказка показывает нам, как оживаю  мысли и идеи, желаемое становится реальным. В то же время, Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для главного, но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании.

Сказка «Теремок»

Она и о дружелюбии и сочувствии – живущие в теремке звери приглашают «бездомных» зверей жить к себе. И о том, что прежде чем дружить, нужно познакомиться. И о том, что у каждого свои особенности, но все могут сосуществовать под одной крышей. И даже заяц уживается в этой сказке с лисой и волком в одном доме, несмотря на то, что в природе заяц для них скорее добыча, чем сосед. Немножко о зависти – всем хочется в теремок. Но самое важное послание сказки – о чувстве меры.

А можно и иначе интерпретировать сказку. Давайте представим, что Теремок - это наша личность, мышка - искра жизни, лягушка - чувства, эмоции, зайчик-побегайчик - чувство самосохранения, лисичка-сестричка - главная плутовка и обманщица русских сказок - хитрость, а затем волк - агрессия. И все это вместе в одном «теремке». Нарастает внутренний конфликт. Так и в реальной жизни, мы, сталкиваясь с жизненными кризисами, пытаемся их разрешить, набирая всё новые инструменты, ищем, чего бы добавить в нашу жизнь, чтобы разбавить то, что в ней уже есть и подчас теряем чувство меры и не можем остановиться. Нам нужны ещё наряды, ещё деньги, ещё моднее гаджеты, ещё один курс обучения, ещё один час в интернете, ещё один проект на работе, ещё одна порция торта, ещё! Но насыщения не наступает, чувство меры утрачивается, а внутренний конфликт всё нарастает. И в этот момент на сцене сказки появляется медведь. Он огромный, но он тоже хочет жить в теремке. И звери его зовут, чувство реальности и меры отказало им окончательно. Или это желание разрешить внутренний конфликт через разрушение? Как часто у нас возникает желание бросить или разрушить всё, когда мы не можем разрешить терзающий нас конфликт, когда наше ещё-ещё загнало нас в угол и мы не видим другого выхода. И тогда мы бросаем работу и уезжаем на Гоа навсегда, хлопаем дверью и уходим из семьи, пытаемся как-то навредить себе. Медведь может прийти к нам в виде инфаркта или инсульта, лопнувшей аневризмы, оторвавшегося тромба, в виде внезапного краха, автомобильной аварии. Медведь обрушивается на теремок как гнев, как аффект, как непреодолимая разрушительная сила. Медведь – это уже совсем чересчур!

Но вернемся к сказкам. Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Г. -Х. Андерсена может складывать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Сказка «Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж).

А «Золушки» вечно ждут принца, и теряют огромное количество обуви зря.

Конечно, дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Но будьте внимательны в выборе сказок.